После того, как мы собрали рецепты национальной кухни в болгарских и гагаузских селах Болградского района, следующим стало село Каракурт, где проживают албанцы.

Наталья Кирчева, преподаватель албанского языка в местной школе, которая посещала Албанию по обмену опытом, проводила анализ кулинарных предпочтений албанцев Бессарабии и жителей Албании.

Она подтверждает, что диалект и некоторые вкусовые предпочтения в Каракурте схожи с регионом Эльбасан и Корча, куда ведут корни албанцев.  Однако влияние Болгарии на гастрономию албанцев сказалось еще во времена их переселения. Из окрестностей современных албанских городов  их предки переселились в окрестности болгарского города Сливен, затем осели близ Варны, и, наконец, через Галац (Румыния) перебрались в Буджак.

К сожалению, традиционные блюда Албании не сохранились в Бессарабии. Названия продуктов питания, их произношение схожи, но лишь некоторые блюда жителей Каракурта напоминают традиционную албанскую кухню.

Наталья привела пример нескольких таких сходств из собственного исследования.

ЛОКУМ ПО – АЛБАНСКИ

В Каракурте, как и в Албании, готовят локум. Дрожжевое тесто раскатывается толщиной 0.5-1 см. Нарезаются полосочки шириною 3-4 см. На середину полоски кладется творог или брынза, затем с двух сторон склеивается, формируется рулетик. Каждый из них разрезается на кусочки. На смазанный маслом противень расставляют кусочки локумы близко друг к другу, оставляют на 1.5 часа, затем заливают яично-молочной массой, которую можно делать и сладкую.

ПЕТА

Также каракуртцы готовят петы. Это блюдо схоже с болгарской милиной.  Тонко раскатанные листы теста, наполняют начинкой из творога и брынзы, скручивают, после заливают яично-молочной массой.

В Албании же петой называют сам лист теста, который является основой для национального блюда бюрека – лепешка с луком, сыром либо мясом и шпинатом в качестве начинки.

Албанские лепешки с брынзой – питы мэ дясхы также готовят каракуртцы.

ТРАДИЦИОННЫЙ КУРБАН

А как же традиционный курбан, который является известным в Бессарабии и подается на фестивале национальной еды и культуры «Большой курбан», ежегодно широко отмечаемый в Каракурте в День святого Георгия?

Тут также прослеживается параллель с Албанией. Праздник 6 мая связан там с днем памяти национального героя, полководца Скандербега. В давние времена в разных регионах в этот день приносили в жертву ягненка, запекали целиком, однако само блюдо не носило название «курбан». К тому же, подавалось мясо без булгура. Каракуртцы раньше также запекали ягненка целиком, а со временем, из-за высокой жирности мяса, внесли изменения в приготовление и стали использовать булгур.

Валентина Узун, жительница Каракурта, по папиной линии албанка, по маминой – гагаузка, поделилась рецептом курбана своей бабушки, которая имела гагаузские и болгарские корни:

«Курбан я делаю из ягнятины. Очищаю кишки, отвариваю, ранее запаренные легкие и печень нарезаю. Обжариваю все это вместе с луком и красным перцем, добавляю булгур и много зелени (петрушка, укроп, мята), наша семья любит ее обилие в этом блюде. И запекаю обязательно в печи».

ПИЛЯВ ИЗ РИСА

Интересно, что в Албании традиционное блюдо – пиляв из риса и куриного мяса обязательно преподносится гостям в знак уважения и почитания.

В прежние времена в Каракурте из риса, булгура тоже готовили любимые лакомства. К примеру, татлы булгур (на гагаузском) и иимбыль булгур (на албанском). Этот десерт в селе готовили на особые праздники. В отвар-компот, приготовленный из сушек, добавляли арнаутку и сахар. Блюдо порционно разливали по тарелкам и подавали детям, для которых татлы булгур был излюбленным лакомством.

Еще одна любимая сладость каракуртцев иимбыль сютляч. Так называли сладкую рисовую кашу на молоке с добавлением сахара. Примечательно, название его имеет турецкое происхождение.

РОСНИЦА

Александра Кирилловна Узун, местная жительница, албанка по национальности, рассказала нам о простом, но очень вкусном блюде росница. Его готовили так: муку взбрызгивали водой, получались комочки, которые просеивали и после варили. Отдельно готовили зажарку с луком и красным перцем, смешивали с готовыми шариками и подавали к столу. Вероятно, рецепт этого блюда заимствован у болгар.

В Каракурте, как и в других селах Бессарабии готовили малай, блюдо из запеченной кукурузной муки, который заменял раньше хлеб.  Также попару, о рецепте этого блюда нам рассказывали и жители гагаузского села Виноградовка: хлеб крошили в миску и заливали кипятком, накрывали крышкой и варили до набухания.

Видим, что село Каракурт яркий пример соединения трех национальностей, которые формировали свой быт. И их влияние друг на друга отобразилось во всех сферах, в частности гастрономии, которая не сохранила рецепты предков, однако сохранила ее, как основу гостеприимства.

Татьяна Манолова

Мы в Telegram

Посмотреть видео контент вы можете на нашем YouTube

Также вы можете следить за нами в Instagram и Facebook