Георгий Победоносец является одним из самых почитаемых святых среди бессарабских болгар и это не случайно. Этот святой считался в народе покровителем рогатого скота, а в хозяйствах болгар, как известно, животноводство, и в особенности овцеводство, занимало одно из ведущих мест.

Дабы увековечить имя этого святого и воздавать ему особое почтение, некоторые колонии посвящали ему свои храмы. Согласно источникам, только к 1856 г. в колониях Болгарского водворения Бессарабии из 65 имевшихся на тот момент церквей и молитвенных домов, 8 были освещены во имя Святого великомученика Георгия Победоносца. Именем этого святого названы храмы в Тараклии, Казаклии, Бешалме, Еникиое (Новоселовка), Гюльмяне (Яровое), Код Китае (Островное), Курчи (Виноградовка), Чешма-Варуите (Криничное), Дельжилере (Дмитровка) и др.

Храм в с.Виноградовка
Храм в с.Криничное

Имелась маленькая часовня и на окраине колонии Твардица, построенная местным жителем Георгием Забуновым.

Часовня в Твардице

В прошлом ученые и священники в один голос отмечали особый культ Святого Георгия у болгар Бессарабии. Священник Николай Стойков указывает, что это день для его соплеменников является «особенно чтимым». В этот день в некоторых селах было принято устраивать «сборы». Они заключались в том, что «на меже владений нескольких смежных сел собиралось население этих сел со своим духовенством и церковной процессией. Духовенство служило молебен о здравии, а затем предлагалась братская трапеза». В некоторых колониях, как например в Селиогло (совр. с. Холмское), по свидетельству местного священника Георгия Варзопова, в этот день, жители совершали «благочестивый обычай под названием „курбан”». Он включал в себя заклание ягненка и приготовление из его мяса специальной общественной трапезы.

Сохранились сведения священника Стефана Киранова о том, какие традиционные особенности можно было наблюдать среди бессарабских болгар в преддверии и в день чествования Святого Георгия. Так, по данным священника, вечером перед праздником и утром до восхода солнца болгары зажигали крестообразно по 3-4 свечи и устанавливали их на воротах своего двора или на дверях сараев, откуда обычно выводится рогатый скот на выпас. Освещение это продолжалось до полуночи. Хозяева верили, что такой ритуал на целый год предохранит домашний скот от болезней и падежа.

Священник Стефан Киранов останавливается подробно и на описании самого Дня Святого Георгия, который в прошлом попадал на 23 апреля (по старому стилю). Священник указывает, что в этот день у болгар еще с незапамятных времен принято закалывать ягнят, затем их кровью обмазывали детей (чело, щеки и подбородок). Иногда таким же образом обмазывались и старики. Такой ритуал объяснялся тем, что «намазанные кровью Георгиевского барашка бывают сохранены от злого духа подобно детям еврейским, которых не коснулся Ангел смерти в ночь исхода израильтян из Египта».

Иван ДУМИНИКА, доктор исторических наук

Печатается в сокращении. Полностью статью можно прочитать здесь

Фото автора и из архива редакции