Как работает Болградский центр первичной медико-санитарной помощи в условиях военного времени, нет ли перебоев с финансированием и какова ситуация с ковидом? Об этом мы говорили с главным врачом ЦПМСП Игорем Великсарем.
Игорь Викторович, что изменилось в работе центра с началом войны в Украине?
Конечно, военное время накладывает отпечаток на нашу работу, потому что введен комендантский час и изменился график движения пассажирского транспорта, а у нас много работников живут в селе. Мы обсудили все эти вопросы с профсоюзной организацией, уведомили Болградский горсовет и изменили график работы.
Сегодня Центр работает: понедельник – пятница – с 08:00 до 17:00; суббота – с 08:00 до 13:00; воскресенье – выходной.
Сейчас обращается за медицинской помощью значительно меньше людей, чем до войны. Но мы все на рабочих местах, принимаем пациентов, никто не остался без медицинской помощи. Мы по-прежнему работаем по записи через регистратуру. У многих пациентов напрямую контакты с врачом и медсестрой.
А можно вызвать врача на дом?
Врача вызвать на дом можно. Но для этого должна быть веская причина, все это согласовывается с доктором. Если пациент и доктор знают друг друга, то многие вопросы можно решить по телефону (либо в Вайбере).
Если есть необходимость в неотложной помощи, то врач оказывает ее. Мы обеспечивали и в мирное время лекарствами для неотложной помощи. У нас есть набор медикаментов, вплоть до антибиотиков. В военное время эти потребности, конечно же, могут быть на порядок выше. Мы предпринимаем шаги, чтобы укрепить эту базу и путем приобретения лекарственных средств, и путем заявок на гуманитарную благотворительную помощь. Хочу заметить, что мы оказываем неотложную помощь. То, что в срочном порядке – оказывает скорая помощь.
Какова ситуация с заболеваемостью коронавирусом?
Вы видите, что в Центре на приеме немного пациентов. Это связано и с тем, что значительно снизилось количество обращений по поводу коронавируса. Фиксируются отдельные случаи. Для нас показатель – это количество пневмоний и выявленных и подтвержденных различными способами случаев заболеваемости – это может быть ПЦР или быстрый тест.
К примеру, за вчерашний день ничего не выявлено новых случаев, было пару пневмоний, но они не связаны с коронавирусом. Мы обеспечены быстрыми тестами. В основном работам сейчас с ними.
Кто может рассчитывать на эти тесты и бесплатны ли они?
Быстрые тесты нами получены по госпоставкам и через субвенцию из городского бюджета. Эти тесты мы используем по медицинским показаниям. Если пациент с клиникой, похожей на ковид, его состояние вызывает опасения, решается вопрос с его госпитализацией, если это беременная, дети, то тесты делаем. Бесплатно.
Но это не значит, что если кто-то себя плохо чувствует и пришел, чтобы просто провериться, то тогда нет. В таком случае пациент должен либо купить тест в аптеке, а мы его здесь сделаем, либо обратиться в лабораторию. Но этот тест опять-таки не будет бесплатным.
Хочу подчеркнуть: тесты есть, но мы их используем по медицинским показаниям.
Мы продолжаем вакцинацию от коронавируса, в том числе и бустерной дозой. Есть вакцины короновак, пфайзер. Да, вируса стало меньше, но он не исчез совсем, и никогда не исчезнет. Он и раньше был. Но, мутируя, приобрел агрессивную форму, что и привело к пандемии. Вирус постоянно видоизменяется, омикрон стал более щадящим, более легко переносимым. Это благодаря тому, что прошла вакцинация, многие переболели.
Игорь Викторович, сегодня в городе и районе много людей, которые приехали к нам из охваченных военными действиями территорий, среди них много детей. У них нет договоров с местными врачами. Как быть?
Дан приказ в регистратуре, об этом знают все врачи на местах – мы не привязываем пациентов к декларациям, мы принимаем всех, потому что всем тяжело и надо помогать друг другу. Поэтому сегодня человек не должен заморачиваться вопросом, что у него декларация с врачом, скажем, в Николаеве, а он по воле судьбы оказался в Болграде и ему понадобилась медицинская помощь. Он получит эту помощь. Особое внимание мы уделяем детям, младенцам до года, беременным. Чужих людей для нас нет. И все наши сотрудники работают с полной ответственностью и пониманием ситуации.
Также мы вакцинируем детей, если у них по графику вакцинация. В том числе вакцинируем взрослых от ковида.
Как получить направление к узкому специалисту?
Сегодня плохо работает интернет, и не всегда мы можем войти в наши программы, внести туда данные. Но даже если такое происходит, мы все равно записываем все данные, регистрируем, а потом вносим в программу. Это касается и взаимодействия с ЦРБ. Если пациенту нужно к узкому специалисту, мы должны дать электронное направление. Но если программа не работает, мы выписываем обычное бумажное направление. Мы возвращаемся к взаимодействию, которое было до электронной системы, т.е. к старой системе. Это касается и формирования больничных листов. Если не получается сформировать электронный больничный лист в отведенные сроки, то больной пишет заявление, мы рассматриваем его комиссионно и выдаем бумажный больничный лист. Так мы приспосабливаемся к сегодняшним условиям.
Это проблема не только у нас, а по всей стране. Но принципиально это не сказывается на предоставлении медицинских услуг или проведении вакцинации.
Испытывает ли Центр финансовые трудности в связи с военным временем?
Свои обязательства Национальная служба здоровья Украины старается выполнять. Недофинансирования нет. И мы выполняем условия, принятые еще в довоенное время по инициативам Президента. Мы выплачиваем повышенные заработные платы врачам и медсестрам. Возможно хотелось бы дополнительные доплаты. Но уверен, что сегодня люди отнесутся к этому с пониманием. Потому что эти средства нужнее там, где сегодня идут военные действия и больницы выполняют роль госпиталей, принимая раненых. В нашем центре проблем нет.
Татьяна Терзи