Информационным образовательным ресурсом «Освіта.ua» ежегодно составляется рейтинг общеобразовательных школ Одесской области, занявших высокие места в рейтинге школ Украины по итогам внешнего независимого оценивания. Примечательно, что, несмотря на введение в прошлом учебном году дистанционной формы обучения, три общеобразовательных учреждения Болградского района вновь попали в сотню лучших в Одесской области по результатам ВНО.

Это – Каракуртсткое учреждение ОСО Василевского сельского совета (12 место в рейтинговой таблице), Болградский учебно-воспитательный комплекс «Специализированная школа I-III ступеней-лицей» Болградского горсовета (27 место) и областное учреждение «Специализированная ООШ-интернат «Болградская гимназия им. Г. С. Раковского» Болградского района (50 место).

Мы связались с директорами этих учебных заведений и попросили поделиться секретами успеха их выпускников и наставников, а также поинтересовались, как сами они относятся к подобного рода рейтингам. Ведь появились и приверженцы мнения о том, что заслуга высоких показателей по ВНО принадлежит в немалой степени репетиторам, особенно в период дистанционного обучения.

Валентина Попазова, директор Каракуртской сельской школы

«Мы справляемся своими силами»

– Прежде всего, успех наш заключается в системности. То есть, учителя, зная, что детям предстоит в конце учебного года сдавать тесты по внешнему независимому оцениванию, начинают подготовку к ним не в 11-м, и даже не в 10-м классе, а фактически с 7-го класса. Ведь, как правило, преподаватель уже знает, какие могут быть вопросы на ВНО, и уделяет больше внимание этим темам, нежели тем, которые не входят в тестирование.

В 11-ом классе, помимо проведения консультаций в выходные дни для выпускников, учителя практикуют так называемую тренировочную сдачу ВНО по тому или иному предмету. Когда кабинет информатики освобождается, учащиеся 11-х классов садятся за компьютеры и проходят экспресс-тесты за отведенное время, своего рода мини-ВНО. Тут же проводится анализ результатов – на какие вопросы смогли ответить, а на какие – нет и почему. И учитель вновь делает упор на заполнение этого пробела. Все это и дает свой положительный результат.

По сравнению с 2020 годом, мы поднялись даже в областном рейтинге выше. Не могу не сказать, что тому поспособствовали и сами учащиеся, у которых изначально прослеживался высокий потенциал.

 У наших детей нет потребности прибегать к услугам репетиторства. Да, некоторые выпускники обращаются за помощью к бывшему преподавателю нашей школы по математике. Но что касается украинской филологии – здесь все на достойном уровне.

Отлично продемонстрировали себя наши выпускники и по истории, несмотря на то, что учитель этого предмета впервые готовила детей к ВНО. Все они на 100% справились с тестами.

Татьяна Желяскова, директор Болградского УВК «Спецшкола
I-III ступеней-лицей»

«Обучать, развивать, корригировать – три «кита» лицея»

Хочу сразу заместить, что сама структура нашего учебного года уже позволяет более эффективно подойти к подготовке учащихся к внешнему независимому оцениванию. А именно: наш учебный год разбит на шесть подсеместров. То есть, часть предметов читается в одном подсеместре, другая часть – во втором и так далее. Что это дает? Во-первых, меньше нагрузка, а во-вторых, они могут лучше сосредоточиться на чем-то одном и конкретном именно в этом подсеместре. Плюс ко всему, мы проводим ДИЗы – дополнительные индивидуальные занятия, которые входят в расписание уроков. Причем, трех разновидностей – обучающие, развивающие и корригирующие.

Обучающие применяются в том случае, если ребенок долгое время отсутствовал в школе, например, болел, или не понял какой-то темы с первого раза. Есть также ДИЗ развивающие, в ходе которых детей средних классов готовят к участию в олимпиадах, МАНах, а старших классов – к ВНО. Потому что программа тестирования предусматривает более широкий спектр знаний, нежели дает школьная программа. На таких ДИЗах выпускники получают задания повышенной сложности, осваивают написание сочинений, эссе и так далее. Одним словом, дополнительно уделяется внимание тем моментам, которые невозможно охватить на уроке.

ДИЗ корригирующий, я считаю, тоже очень важным, потому что бывает так, что какую-то тему ребенок сдал плохо, но он может и хочет пересдать, а значит ему надо что-то откорректировать. И такую возможность на корригирующем ДИЗе он получает. Все это в совокупности и позволяет нам достигать успехов.

Доля правды в том, что отличные знания дети получают и благодаря посещению репетиторов, конечно, есть. Особенно в тот учебный год, который фактически прошел в дистанционном режиме. Но я могу сказать из практики нашего учебного заведения – даже, если наши дети и посещают репетиторов, то это, опять же, преподаватели нашей школы. Но это вовсе не означает, что в школе они ничего не получают. Репетиторство просто углубляет знания тех детей, которым это необходимо.

Снежана Скорич, директор Болградской гимназии им. Г. С. Раковского

«Наша цель – качество знаний»

– Результаты 2021 года – не самые высокие для нас, потому что в минувшие годы мы занимали места гораздо выше в рейтинговой таблице. Безусловно, негативно на образовательный процесс повлияла дистанционная форма обучения. А также то, что выпускники были освобождены от государственной итоговой аттестации, что, конечно, их расслабило, как и всех детей.

Если говорить в целом, то качественное образование – это то, что мы всегда стремились и стремимся дать нашим детям, независимо от условий обучения. При дистанционной форме, естественно, нам приходилось овладевать новыми методами и формами. Но к 2021-му учебному году мы успели достаточно хорошо их освоить, использовали разнообразные образовательные платформы, потенциал уроков Всеукраинской школы онлайн, а также ТВ-уроки, которые транслировались по центральным каналам.

Словом полученный результат – это тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это и родители, которых мы старались максимально приобщить к процессу обучения и, самое главное, к контролю над детьми при выполнении домашних заданий, подготовке к урокам, присутствию онлайн.  И, конечно, это заслуга педагогов, и самих выпускников, которые к 10-11 классу овладевают навыками самостоятельной работы, что также положительно сказалось в условиях дистанционной формы обучения. Как следствие, в этом году у нас было очень много медалистов.

Я согласна с тем, что нет и не может быть в природе такого рейтинга, который полностью был бы объективен и учитывал все нюансы, которые есть в каждом учебном заведении. Ведь многое зависит от того это сельская это школа или городская, от контингента учащихся, от количества детей, которые выбрали тот или иной предмет.

Что же касается репетиторства, то я не согласна с тем, что от плохого учителя дети ходят к репетитору. Так может сказать только человек, далекий от образования и не знающий, что такое индивидуальная  и коллективная работа. В любом случае, даже если учитель – профессионал, полностью отдается процессу обучения, его работа с коллективом до 30 человек будет отличаться от работы с одним учеником в индивидуальном порядке. И, да, индивидуальная форма работы всегда давала и будет давать, высокий результат.

Алла Кариза