Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не воспевалось так часто, любовно, как прялка.
Вот уже шесть тысяч лет люди занимаются изготовлением ниток и пряжи. С каждым новым веком в этот процесс вносится что-то новое, какие-то усовершенствования.
ПРЯДЕНИЕ У БОЛГАР
В болгарских семьях с 8-9 лет девочка начинала пробовать прясть нити, потому что всю дальнейшую жизнь женщины будут заниматься этим ремеслом, чтобы напрячь и выткать одежду для всей семьи. Сначала девушки пряли грубые нити, из которых вязали носки, а со временем могли прясть на более тонкую одежду.
Этому ремеслу обучались все девочки, потому что знали, что на второй день свадьбы их будет ждать всенародный «экзамен». Молодой «булке» давали прясть спутанную стручками острого перца шерсть. Стоило очень хорошо постараться, чтобы не ударить лицом в грязь перед гостями.
Самым высоким признаком мастерства было прядение на тонкие рубашки и мужской пояс. Кужиль девочки завязывали на сухой стебель подсолнечника. Лишь впоследствии, когда у них выходило, заказывали у мастера ручную прялку, веретено, мотовило, которое, по народным верованиям, должен был изготовить только холостяк, парень. Оно имело постоянный размер: 1 или 2 аршина. Так у будущей невестки появлялись собственные инструменты, которые она забирала с собой после свадьбы в новую семью.
Женщины нашего села Калчева знали от своих мам, что накануне среды и пятницы и в саму пятницу было запрещено прясть, чтобы не сжечь детей. Также существовал запрет наматывать пряжу на мотовило вечером, когда мужчины не было дома, чтобы не запутывать ему дорогу.
СЕКРЕТЫ РЕМЕСЛА
До середины XX-го века в селе женщины сначала стирали овечью шерсть. Ее заливали кипятком, удаляли мелкие будяки. Затем тонкой палкой влажную шерсть взбивали, удаляя остатки грязи и придавая ей объем.
Следующим этапом было расчесывание на специальном устройстве, называемом «дарак». Женщины словно расчесывали шерсть, делая ее ровной, рыхлой. Потом шерсть завязывали на прялку, искусные руки мастериц превращали шерсть в ровную длинную нить.
Современная жизнь внесла свои коррективы в этот вид народного искусства. Работу мастериц облегчили механические изобретения. Современные пряли теперь приносят шерсть в цех для переработки.
Ранее в Болградском районе в каждом селе работали цеха по механической переработке шерсти. В селе Калчева также долгие годы существовал такой цех. Он был расположен в центре села. Открыл его Степанов (Найденский) Борис Борисович, 1941 года рождения. Он приобрел старое немецкое оборудование и в части своего дома в 90-м году XX в. открыл такой цех.
До этого помещение принадлежало хозяйственному магазину сельпо, а впоследствии здание вернули хозяину дома. Цех был действующим до 2015 года. Старая техника нуждалась в постоянном ремонте, а владелец уже не мог заниматься ее обслуживанием, потому что постоянно болел, частично потерял зрение. Борис Борисович жил с семьей сына Евгения Борисовича, но его не тянуло к работе отца, потому что у него была постоянная работа, далекая от техники.
В настоящее время помещение закрыто, оборудование не распродано, хотя все в рабочем состоянии. Жаль, что нет энтузиастов, чтобы возобновить работу цеха. Есть много желающих сшить себе и на продажу одеяла, но приходится ездить в соседние села, тратя на это целый день. Сейчас в районе действуют три цеха по обработке шерсти и пошиву одеял: в Васильевке, Городнем и Кубее.
КАЛЧЕВСКИЕ МАСТЕРИЦЫ
У современной болгарской женщины уже нет такой острой необходимости прясть, поэтому и старинное ремесло постепенно забывается. А для пожилых жительниц села – это возможность скоротать долгие зимние вечера, заняться посильной для своего возраста работой, иногда и заработать скромную прибавку к пенсии.
У авторов статьи мамы и бабушки были тесно связаны с этим ремеслом.
Мама Натальи Ивановны Пельтек, Богданова Наталья Павловна, переняла азы прядения от своей матери Челак Елены Ивановны. Выйдя замуж в Калчева из Василевки, она мастерски пряла очень тонкую нить на модные в те годы вязаные юбки, кофты, на приданое своим трём дочерям. Рано овдовев, поднимала детей не только работая дояркой в колхозе, но и прядением на заказ. Так эта трудолюбивая женщина смогла дать своим девочкам хорошее образование. Очень жаль, что Натальи Павловны нет в живых, но добрая память будет долго жить в сердцах близких людей и в её работах, выполненных с любовью и заботой.
У второго автора статьи Натальи Семёновны Перели все женщины рода занимались и продолжают заниматься ремеслом прядения. Бабушка, Степанида Дмитриевна Нотевская, несмотря на свои 93 года, ни дня не может прожить без работы. Она с удовольствием занимается прядением. Научила прясть 2 года назад свою невестку, которой уже 67 лет. Свое мастерство бабушка передала и внукам.
Свекровь, Перели Ольга Николаевна до последних дней с большим удовольствием пряла пряжу для своих нужд и, несмотря на свой солидный возраст, даже на продажу. Тяжело передвигаясь по дому, нашла себе занятие по душе. В январе этого года её не стало, но при жизни у неё была одна просьба: запечатлеть её на могильной плите за любимым ремеслом.
Кружкова Мария Петровна занимается прядением и вязанием с самого детства. Это доставляет ей большое удовольствие. А вязаные ею с любовью вещи разъехались от Украины до Болгарии.
Наталья ПЕРЕЛИ, Наталья ПЕЛЬТЕК,