Інтернет-видання Бессарабії
Пошук

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ ШКОЛЫ: ЕСТЬ ЛИ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ВОЛНЕНИЯ У ЖИТЕЛЕЙ БОЛГРАДСКОГО РАЙОНА?

05 Лютого 2021 12:46
Тетяна Терзі
ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ ШКОЛЫ: ЕСТЬ ЛИ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ВОЛНЕНИЯ У ЖИТЕЛЕЙ  БОЛГРАДСКОГО РАЙОНА?

Как-то все враз навалилось на сферу образования. Сначала карантин с его непростым внедрением дистанционного обучения. А тут еще весть о том, что в Украине очень многие школы лишатся возможности набирать детей в старшие классы, якобы, начиная уже с 1 сентября текущего года. Особенно это касается школ тех населенных пунктов, где численность жителей составляет менее 50 тысяч человек. Перспектива не радужная, пусть и для укрупненного, но все же не насчитывающего такую численность населения Болградского района. «Дружба» попыталась разобраться есть ли причины для паники от намечающегося переформатирования украинской школы.

СУТЬ РЕФОРМЫ


Надо отметить, что трансформация общего среднего образования была запланирована еще при предыдущей власти – в 2017 году. А внедряют ее в соответствии с принятой в прошлом году новой редакцией Закона «О полном общем среднем
образовании».


Что же кроется за этим внедрением? Разделение школ на три группы по западному образцу. Их преобразовывают в начальные школы (1-4 классы), гимназии (5-9 классы) и лицеи (10-12 классы). Цель — отделить младшую, среднюю и старшую школы друг от друга, дав им статус юридических лиц.


Предполагается, что большинство общеобразовательных учреждений станут гимназиями, и только малая часть из них получит статус лицея с правом давать старшеклассникам профильное образование. По некоторым данным, учиться в старших классах можно будет лишь в четверти школ из ныне имеющихся, а может, и того меньше, отмечают некоторые эксперты.


Одна из целей такой трансформации состоит в том, чтобы превратить лицеи в подобие High school (высшая школа), которая на Западе является отдельным учебным заведением. А значит, те, кому не хватит мест в лицеях, поступят в «профессиональные колледжи» (прежние техникумы и ПТУ) – обучаться рабочим профессиям. Таким образом, детям после 9-го класса придется определяться куда поступать – в ПТУ или лицеи. При этом число лицеев будет ограничено.


Если цель – это высшее образование, то необходимо определиться с профилем обучения и поступать в соответствующий лицей.
«Если ученик хочет продолжать обучение в университете, то у него уже должен быть осознанный выбор профиля. Если он хочет связать свое обучение с производством, то на это должны работать профессиональные лицеи. Учить 11-12 лет всех детей одному и тому же – это неправильно», – поясняет экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
Эксперт добавляет, что старшую школу давно нужно отделить от базовой, а, тем более, от начальной школы: «Это идея мирового уровня. Мы должны, наконец-то, перейти к профильной школе и дать возможность ученику старших классов определиться, кем он хочет быть».


Вроде бы, цель оправдана. Тем более, что такое преобразование украинских школ запланировано Законом «Об образовании» поэтапно – на 2022, 2024 и 2027 годы. Местные советы, как учредители школ, сами определяют, по какой траектории двигаться и кому когда перепрофилироваться. А крайняя дата (2027 год) связана с тем, что дети, которые пошли в прошлом году в первый класс по программе «Новой украинской школы», в старших классах (с 2027 года) будут учиться по профильному формату.


Однако, такая новая модель обучения порождает немало вопросов и опасений. Уже потому, что воплощение прозападных реформ в Украине всегда вызывает массу противоречий. Как это было и с медицинской реформой.

НАРОД ВОЗМУЩАЕТСЯ


Настораживает родителей и педагогов многое. И даже вызывает гнев, который они выразили в комментариях под постом на странице Минобразования и науки Украины в «Фейсбуке» от 22 января. В нем разъяснялся как раз новый механизм набора выпускников 9-х классов в 10-е-11-е.


«Забрали у детей право получить бесплатно полное среднее образование, которое гарантировала им Конституция. Зла не хватает на такие реформы!», – гневалась одна из подписчиц.

«Складывается такое впечатление, что вы условно делите детей на городских и сельских, не давая возможности детям из села получить образование. Родился в селе и там будешь жить до конца своих дней. Это нарушение конституционных прав», – писала другая.


«Як зможе моя дитина навчатися в 10 класі, якщо найближча школа з 10 класом буде за 170 км? Дитині буде 14 років», – возмущалась еще одна подписчица.


Словом, положительных отзывов но реформе было мало. Исходя из чего, можно составить картину главных «минусов» намечающейся трансформации. Их видят не только рядовые граждане, но и эксперты.

ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО НАСТОРАЖИВАЕТ?


Минус первый. В законе есть прямая норма о том, что, если в населенном пункте менее 50 тысяч жителей, то там лицеи не открываются. Также лицеи не будут открываться, если в них не наберется минимум четыре десятых класса. Это значит, что школьники в небольших населенных пунктах Украины, которые захотят продолжить обучение в 10 классе, будут вынуждены искать лицеи в крупных городах вдали от дома.


«Тут действительно нужно подходить к решению вопроса гибко, возможно, эту норму стоит пересмотреть, – считает эксперт направления «Образование» Украинского института будущего Николай Скиба. – Нужно взвесить логистические возможности, дороги, сообщение, возможность развозки. Ведь дети должны быть обеспечены автобусами…».


Минус второй. Авторы реформы признают, что маленькие города, действительно, не смогут создавать лицеи, но отмечают, что такое решение может быть принято на уровне области. То есть вместо децентрализации идет совершенно обратный процесс. Создание лицея зависит не от мнения громады, а от наличия средств в области.
Если область создает лицеи, то она должна осуществлять и другие функции: быть собственником имущества, подчинять себе руководителей. В итоге, населенные пункты ничего решать не смогут, потому что имущество им не принадлежит, а руководитель не подчиняется. Во-вторых, у городов с населением менее 50 тысяч никто не спрашивает, есть ли у них ресурсы на лицей.


Поэтому даже если допустить, что в маленьких городах и селах с одобрения области все же будет создан коммунальный лицей, не получится ли так, что изменится только его вывеска, а содержание останется прежним?

«Назвать вчерашнюю школу лицеем, это еще не означает, что она тут же станет лицеем. Нужны кадры, нужно оборудование, нужна материальная база. Для этого должны быть созданы необходимые условия. Просто механически разделить – это абсурд», – отмечает Игорь Лакарчук.

Минус третий. Эксперт в области трудоустройства Татьяна Пашкина отмечает, что в Украине всегда был перекос с профтехобразованием, которое финансировалось по остаточному принципу.


«Все, что сейчас происходит со средними школами, очень похоже на навязчивую пропаганду нашего профтехобразования, к качеству которого большие вопросы. Ведь не секрет, финансировали по остаточному принципу», — говорит Пашкина.


По ее словам, из рабочих специальностей, которые получают в профессиональных колледжах, востребованы как за границей, так и у нас, строители всех специальностей, сантехники, плотники, механики, слесари, сельхозработники и повара. «Но, простите, какого талантливого повара выпустил хотя б один «кулинарный техникум»? Все всему учатся уже на работе», — говорит Пашкина.


Кстати, о загранице, куда с внедрением реформы может лишь увеличиться отток выпускников украинских гимназий. «Если нашим детям не дадут возможности получать среднее образование здесь, они, вполне вероятно, могут выбрать лицеи, а потом и вузы, в Европе», — говорит Пашкина. А это может обернуться для страны дефицитом «мозгов» и рабочей силы, а также еще большей демографической ямой.

ВСЕ ЭТО ФЕЙК, ИЛЬ В НЕМ НАМЕК?


Уже 29 января в ходе Часа вопросов к Правительству в Верховной Раде министр образования и науки Сергей Шкарлет назвал фейком распространение информации о том, что не все ученики смогут перейти в 10-11 классы.


«Наша главная задача – качество и доступность образования для каждого учащегося. В Законе Украины «О полном среднем образовании» есть определенные нормы, требующие реконструкции. Плодотворно работаем с профильным комитетом в этом направлении», – отметил Сергей Шкарлет.


Члены комитета по вопросам образования, науки и инноваций, выйдя к трибуне, также потребовали прекратить манипуляции и распространение неправдивой информации о том, что в сельской местности не будет старшей школы.

«Независимо от того, где живут учащиеся – в больших городах, маленьких или селах, – старшая профильная школа остается доступной для всех детей!», – заявил народный депутат Украины, член комитета Сергей Колебошин.


Он также отметил, что сейчас идет поиск золотой середины между качеством образования и его доступностью. «Просто заменить вывеску «школа» на вывеску «лицей» – это точно не про качество образования. Но мы не можем допустить ситуацию, когда, например, на пять небольших громад есть только одна старшая школа, пусть и суперкачественная, – это не выход. Тем более, есть логика процесса децентрализации относительного того, что, если громада в состоянии организовать и образовать качественное учреждение, мы не имеем права лишать громаду такой возможности», – сказал он.


А ЧТО В БОЛГРАДСКОМ РАЙОНЕ?


То, что для паники нет причин, нас заверили и в отделе образования Болградской райгосадминистрации.


«Согласно Закону «Об образовании» должны будут появиться лицеи – отдельные юридические лица, которые будут набирать 10-е, 11-е, а в будущем и 12-е классы. Но это произойдет не раньше 2024 года. На сегодняшний день все наши школы остаются в том же статусе, в каком они и пребывали, то есть 10-е, 11-е классы на 2021-2022 учебный год планируется набирать во всех школах», – отметила и. о. начальника отдела образования Болградской РГА Ольга Овчаренко.


Солидарна с ней и ее коллега – начальник отдела образования Болградского городского совета Алла Ориховская: «Что касается конкретно Болградской ОТГ, то на данный момент сокращение третьей ступени в учебных заведениях громады не планируется. Тем более, что в законе четко прописано, что лишь с 2024 года на смену школам должны прийти гимназии и лицеи. Поэтому мы пока не спешим. Ведь и без того хватает проблем в процессе децентрализации».


Вместе с тем она дала понять, что реформирование школ все же неизбежно. Где, в таком случае, продолжат обучение выпускники 9-х классов? Неужели придется ехать за тридевять земель, чтобы получить общее среднее образование?


«Кабмин будет определять, в каком конкретно населенном пункте того или иного района, численность которого менее 50 тысяч жителей, появится лицей. А принимать решение о его создании будет областной совет.

Отмечу, что в свой недавний приезд в Болград директор департамента по вопросам образования и науки Одесской ОГА Александр Лончак сказал, что, скорее всего, такой лицей появится именно в Болграде, так как именно он является центром самой крупной в области громады. И мы надеемся, что так и будет.

Плюс ко всему, в Болграде есть, напомню, Болградская гимназия им. Г. С. Раковского, которая имеет международный пакт о сотрудничестве, а, следовательно, ее эти моменты реформирования не коснутся – у этого заведения сохранится третья ступень. Другое дело, что она не сможет принять всех желающих. Поэтому однозначно, и я уверена, что в Болграде будет лицей. Где, на базе какой конкретно школы он разместится, пока не известно. Но это будет учреждение областного подчинения», – подчеркнула Алла Ориховская.


Как видно, причин для опасений, вроде, нет. Пока. Переформатирование украинской школы произойдет, хоть и позже. Главное, чтоб не во вред будущему нации.

АЛЛА КАРИЗА

Поділитись
Зараз читають