Часто ли вы задумывались над тем, как попасть в помещение органов власти, магазин, аптеку, банк, объект культуры? Думаю, что нет. Зачастую, без труда мы обходим ямы на дороге, не замечаем бордюров, ступенек и т.д. И только мамы с колясками знают, как им порой непросто. А для тех, кто сам на колясках, это настоящее испытание.


Вместе с Ольгой Панает мы решили провести социальный эксперимент и узнать, насколько наш город доступен для людей с инвалидностью.


Самостоятельно Ольга передвигается на скутере, а при помощи родителей – на инвалидной коляске. Проблемы со здоровьем у нее начались еще в школе. До 13 лет она росла обычным ребенком, с удовольствие училась, обучалась музыке и радовалась жизни. А потом начались проблемы с ногами. Ходить в школу ей становилось все сложнее, и родители забили тревогу. Куда только не обращались: к областным специалистам, в клиники Израиля, ездили даже на реабилитацию в Китай. Но ничего не давало положительного результата. Ольга к тому времени окончила школу, а затем и заочно Национальный университет государственной налоговой службы в г.Ирпень. Но работать по специальности так и не смогла.

В 2011 году родители заказали для Оли инвалидное кресло, без которого она уже не могла обходиться. Несмотря на то, что Ольга живет в центре города, проблемы доступности Болграда ей хорошо известны.


ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


Городской совет, административное здание районного совета, где находятся райгосадминистрация, отделение Пенсионного Фонда, управление социальной защиты, Центр предоставления административных услуг.


При входе в горсовет – крыльцо, туда не заехать. Но во дворе есть еще один вход и там пандус. Правда, к нему тяжело подъехать, потому что плитка поднялась, рядом дерево.


Когда-то Ольге вручали здесь подарок. В здание она заехать не могла, ждала на улице, пока мама получала подарок за нее.


Все службы, которые размещены в админздании малодоступны, хотя есть пандус. Но путь к нему часто преграждают машины, которые паркуются возле здания кто где хочет. Но даже если заедешь по пандусу, то дальше первого этажа не попадешь. ЦПАУ находится в другом крыле здания, туда попасть можно только по ступеням.


УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Центр первичной медико-санитарной помощи. Туда Ольга не ходит, потому что узкая дверь, хотя пандус есть. Вызывают врача на дом.


Центральная районная больница – это боль для людей с инвалидностью. Потому что в месте, где должны быть созданы условия для этой категории людей, по факту их недостаточно.

Ольга призналась, что дальше приемного покоя не была. Когда в прошлом году ей пришлось делать рентген, то ее в кабинет заносили на руках, потому что со стороны пандуса дверь оказалась закрытой.


Отдельная проблема – поликлиника. Попасть к узкому специалисту очень проблематично, потому что все они принимают на втором этаже.


На прием к стоматологу Ольга ездила с мамой – самой невозможно.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА


Это самая большая проблема. Ольга рассказала, что самостоятельно она может выехать на своем скутере только в центр. Гуляет по аллее и площади, вокруг собора. Но не раз сталкивалась с тем, что спуск с тротуара преграждает машина или тротуар заканчивается высоким бордюром, через который не проехать. Есть тротуары, которые проложены не до конца. Поэтому ездит только по знакомым местам. А если нужно в новое место, то обязательно с сопровождающим.

Девушка призналась, что живет она в той части квартала, где нет тротуара и ей приходится преодолевать опасную старую плитку и переезжать через корни деревьев.


(От редакции. Хотим обратиться к городскому голове Сергею Димитриеву с просьбой обратить внимание на этот участок и проложить там тротуар. Адрес укажем).

Очень тяжело ездить в районе рынка. Там хоть и новый тротуар, но он мало приспособлен для людей с инвалидностью. Приходится выезжать на дорогу, а это очень опасно. К сожалению, не все наши водители уступают место, поэтому Ольга предпочитает выезжать вечером, когда движение в городе минимально.

Недавно ей пришлось поехать на Новую почту, пришлось остановиться на аллее через дорогу и просить, чтобы к ней вышли. Оля отметила, что люди всегда откликаются и помогают ей.


И, конечно, отдельный разговор – пандусы. Они не приспособлены для людей с инвалидностью, потому что чаще всего там большой уклон и нет перил. Они больше подходят мамам с колясками. Но даже если и предположить, что по этому пандусу можно подняться, то чаще всего путь преграждает бордюр. И тогда видимая доступность превращается в иллюзию доступности.


Стоит отметить, что нет подъезда к автостанциям, хотя их две, и спецтранспорта тоже нет.


КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

Банки

Ни в один из банков Ольга самостоятельно зайти не может, там везде ступени, есть даже очень высокие. Не может она подойти и к банкомату – на пути либо ступени, либо бордюры, поэтому здесь однозначно доступа нет. Мы обратили внимание, что только к одному банкомату в городе есть доступ, но подъехать к нему можно с проезжей части оживленной улицы.


Магазины, кафе

В большинстве магазинов – та же история. Ольга рассказала, что как-то пыталась сама на своем скутере заехать в один из супермаркетов, но из-за узкого прохода между рядами застряла на повороте. Спасибо рядом оказался мужчина, который помог ей вырулить. Она уехала, так ничего и не купив.

Сейчас в городе открылся еще один большой супермаркет и теоретически она могла бы туда поехать, но уже не решается.

У нас не так много кафе, к которым можно подъехать и разместиться на улице. Но если такое желание возникнет, то информации, насколько они удобны для людей с инвалидностью, нет.


Аптеки


Она предпочитает те аптеки, к которым легче подъехать, но не заехать по пандусу – это не удобно, обычно внутри самой аптеки мало места. Она ждет на улице. В одной из аптек есть звонок, и это удобно. Ольга рассказала, что если бы не только аптеки, но и магазины, банки имели такие звонки, то это значительно облегчило бы жизнь людям с инвалидностью, но она, к сожалению, знает только одну аптеку со звонком.


Центральная улица


Все магазины, все объекты на ней либо со ступенями, либо с узкой дверью, либо с высоким бордюром. Одним словом, не доступно.

Справедливости ради, нужно отметить, что в редакцию нашего издания тоже не попасть. Работая над этой статьей, мы на многие вещи посмотрели по-другому и переоценили то, над чем раньше не задумывались или не обращали внимание.

САЛОНЫ КРАСОТЫ И ПАРИКМАХЕРСКИЕ

Туда Оля ходит только с мамой. Работники салона помогают закатить коляску. Комментировать больше нечего.


ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА


В городе есть два Дома культуры. В городском ДК Ольга была один раз на концерте, попасть туда помогли друзья, потому что самой заехать очень тяжело. Пандус делает несколько изгибов, а начинается он у стены здания, где чаще все припаркованы машины. Так было и в тот день, когда мы обходили город.


Районный ДК нужно объехать с тыльной стороны, чтобы попасть к пандусу. С центральной – ступени. Однако на пути к пандусу без перил оказалось препятствие в виде автомобиля и разбитая дорога из плитки, которую самостоятельно не осилить. Здесь Ольга тоже была всего один раз и то с помощью друзей. В этот раз подъехать даже к пандусу мы не смогли.


И, конечно же, парк им.Пушкина – главное место отдыха горожан. Ольга там очень давно не была.


«Вижу в интернете, что там на пляже стоят зонтики, а у родника карета в виде сердечка. Все там фотографируются. Наверное, у каждого жителя Болграда есть фото с каретой, а у меня нет», – посетовала девушка.


Теоретически подъехать в парк можно на машине, но там сейчас власти установили шлагбаум, что не позволяет спуститься вниз. Другой путь спуститься к пляжу – это преодолеть крутую лестницу. Поэтому парк Пушкина не доступен людям с инвалидностью.


Обойдя только центральную часть города, напрашиваются не очень приятные выводы.


ПЯТЬ ПРОБЛЕМ ДОСТУПНОСТИ БОЛГРАДА


Проблема первая: безбарьерная среда на начальной стадии


Ни один пандус не подходит для людей с инвалидностью. Вопрос: как принимался этот объект после реконструкции, ведь у пандуса есть свои строительные нормативы, а здесь налицо их нарушение.
Нет даже кнопок вызова персонала на тех объектах, которые должны быть всегда и для всех доступны.

Проблема вторая: отсутствует комплексный подход к доступности

Это когда пандус вроде есть, но он не удовлетворяет потребности, потому что к нему нет доступа: либо бордюр преграждает, либо машина, т.е прилегающая территория не приспособлена для этой категории граждан, нет стоянок для автомобилей людей с инвалидностью. И что скрывать, даже если есть соответствующий знак на асфальте, машину там оставляют все, кто первым успел – и им за это ничего не бывает. Такую картину мы всегда наблюдаем у рынка.

Проблема третья: нет информации об условиях передвижения людей с инвалидностью


Ольга не раз говорила, что ходит по проторенным дорожкам, потому что информации, которая бы облегчила передвижение по городу, просто нет. А ведь должны быть стенды, которые указывают на доступное кафе, наличие туалета, транспортной инфраструктуры. Но откуда быть у нас подобному стенду, если условий таких нет.

Проблема четвертая: транспортная и уличная инфраструктура
Должны быть доступные автовокзалы, дороги и перекрестки, через которые возможно безопасно проехать, наличие спусков с тротуаров и т.д. Но увы.

Проблема пятая: нет общественного контроля в сфере безбарьерной среды

Этот вопрос почему-то не поднимают общественные организации, в том числе и инвалидов. В связи с этим предлагаем обсудить поднятые нами проблемы на заседании новообразованного общественного совета при Болградской райгосадминистрации.


ВЫВОД: УЛУЧШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОЖИДАТЬ НЕ СТОИТ

Если вы не видите в городе людей на инвалидных колясках, это не значит, что их нет. Они есть, и их много. Но они ведут в большинстве своем затворнический образ жизни.


Готовя эту статью, мы говорили с несколькими людьми, которые потом все же отказались от интервью. Они рассказали, как человек с инвалидностью месяцами не выходит из дома, потому что живет на втором этаже и нет возможности спуститься. Рассказали о проблемах приезда детей с инвалидностью в реабилитационный центр Болграда и инклюзивный центр, потому что нет спецтранпорта, о проблемах посещения ими поликлиники и других общественных мест.

Эти люди живут с этим всю свою жизнь. А мы тем временем не замечаем высоких бордюров, строим бутафорские пандусы и ставим машины в неположенных местах.

И все же хотелось знать планируется ли что-то изменить в этом плане? Этот вопрос мы задали Болградскому городскому голове Сергею Димитриеву. И вот какой ответ получили:

«Запланирована реконструкция проспекта Соборный. Проект предусматривает все нормы, связанные с инклюзивностью. На тех объектах, где делаем реконструкцию, обязательно предусматриваем пандусы. Понимаем, что нужно это делать, но на все нужны средства. А их не хватает, поэтому охватить все не можем. Что касается машин, которые стоят на местах для инвалидов или в неположенном места, думаю, полиция должна этим заниматься».

К сожалению, Украина находится в начале пути по формированию безбарьерной среды для людей с инвалидностью. Болград – небольшой провинциальный город и имеет финансовых ресурсов, чтобы создать те условия, которые нужны человеку с инвалидностью, чтобы жить и не зависеть от окружающих. У нас все люди этой категории зависимы от родных и сталкиваются с массой проблем, которые самостоятельно решить не в силах.


Готовя эту статью, нашла интересные факты. Например, в США процесс безбарьерности занял почти 30 лет. А в Германии электрический скутер, на котором Ольга Панает застряла в супермаркете, привычное явление. На них передвигаются даже люди преклонного возраста, которые имеют проблемы с суставами, и вся дорожная и социальная инфраструктура приспособлена под них, поэтому там никто нигде не застревает.


Хочется надеяться, что и мы к этому придем, пусть даже и через 30 лет.


Татьяна Терзи