В Болгарии в журнале «Исторически прегляд» Болгарской Академии Наук опубликован большой исследовательский труд на тему голода в Бессарабии 1946-47 годов. Его автор – бессарабская болгарка, уроженка села Главаны Арцизского (а ныне Болградского) района Йона Тукусер.

В 2018 году Йона приезжала в Болградский район. Тогда девушка общалась с местными старожилами, фиксировала их воспоминания на видео для дальнейшего изучения причин и последствий голода.

В аннотации к труду говорится: «В статье используется метамодернистский метод исследования с использованием научных и художественных приемов, который служит основой связи науки и изобразительного искусства. По результатам изучения литературы и вновь обнаруженных документальных источников в живописных исторических картинах воссоздан голод в Бессарабии 1946–1947 годов. Визуальные образы раскрывают влияние трагических последствий голода и поддерживают понимание социокультурного и морально-психологического состояния бессарабских болгар. Эмоциональное художественное выражение в картинах – средство глубокого проникновения в атмосферу злоупотребления человеческим достоинством в Бессарабии через целенаправленно провоцируемый голод».

Йона Тукусер – уроженка села Главаны. После окончания художественного отделения в Измаильском государственном гуманитарном университете в 2007 году она переехала жить в Болгарию и продолжила обучение по специальности «живопись» в Национальной художественной академии в Софии. Выставки ее работ не единожды проходили в крупнейших городах мира – Софии, Риме, Нью-Йорке и других. Среди ее работ есть немало тех, которые посвящены Голодомору 1946-1947 годов. И неспроста. Впервые об ужасах голода послевоенных лет девушка узнала от своей бабушки. Йона настолько прониклась услышанным, что активно стала заниматься исследованием темы голода в Бессарабии. Начиная с 2009 года, она побывала в архивах Измаила и Одессы, а в 2010 году в столице Р. Болгария Софии была представлена выставка картин художественного проекта «Голод» Йоны Тукусер. Этот проект – художественная интерпретация исторических событий в Бессарабии 1946-47 годов, обнаруженных художницей в архивах, документах, в воспоминаниях очевидцев. Посредством него художница пожелала донести всему миру тот ужас, который выпал на долю ее соотечественников в послевоенные годы.