Махала-Дружба летом этого года попала в интересный проект для региональных медиа «Лаборатория инноваций – 2» от Института развития региональной прессы. В рамках этого международного проекта наши сотрудники имели возможность прослушать целый ряд лекций и принять участие в тренингах в Киеве. Это был по-настоящему отличный опыт, тот глоток свежего воздуха, который так необходим украинским изданиям на периферии, пусть даже таким современным как наше.

Берлинский кафедральный собор,
самая большая евангелистская церковь Германии,
расположена на музейном острове XIX в.

Но, как оказалось, это не все. В конце октября представители всех 14 редакций – участников проекта получили возможность отправиться в рабочую поездку в Германию, чтобы перенять опыт коллег из Евросоюза. В Германии мы посетили три города: Берлин, Лейпциг и Хале, пообщались с множеством журналистов из различных медиа, как газет, так и радио.

Немецкая пресса – другая модель работы журналиста


Первая рабочая встреча прошла в здании «Neues Deutschland» – главной межрегиональной ежедневной газете Германии. В конференц-зале наша группа встречалась с представителями немецких медиа: главным редактором онлайн-издания «Krautreporter» Рико Гриммом и журналистом немецкого радио «Cosmo» Хенриком Шойтцем.


Это современные и самобытные журналисты. У них совершенно новый подход к журналистике и доступу к информации. Именно в общении с этими людьми украинские журналисты осознали, что не все потеряно, что многие издания Украины своим методом проб и ошибок приближаются к немецкому подходу к работе. Конечно, во многом мы отстаем, но отнюдь не в темах, которые рассматриваем, не в качестве материала, а именно в финансовой составляющей.


«Статьи моих коллег, будь то аналитические лонг-риды или политические интервью всегда проверяются, всегда снабжены фактами, документами и всегда авторские – это вызывает доверие читателей. Это качественно отличает наше издание от различных интернет-однодневок, где крутится анонимный сто раз копированный материал», – говорит Рико Гримм.

Редакция газеты «Taz».
Барбара Оэртел показывает, как верстается номер


Далее мы посетили газету «Taz», которая располагается в новехоньком здании, кстати, построенном за счет спонсоров и поддержки читателей. Эта газета по украинским меркам настоящий монстр 60.000 экземпляров и 250 сотрудников, годовой бюджет около 90 млн евро. Но как заявила Барбара Оэртел, руководитель отдела газеты, занимающейся освещением событий в Восточной Европе (включая и Украину):

«60 тысяч – ну, это смешно, мизерный тираж. Но мы продолжаем работать и боремся за читателя».


Госпожа Барбара, кстати, прекрасно говорящая по-русски и также отлично ругающаяся на этом языке, хорошо ориентируется в событиях украинской политики.

«Мы тут в Германии считаем недопустимым работу СМИ, которые полностью финансируются политиками. Это не журналистика. Газета должна быть самоокупаемой или существовать за счет подписчиков».


Немецкие медиа, даже такие крупные как «Taz», твердо стоят на позиции платного контента. За качественный журналистский материал пользователь должен платить либо единоразово на сайте, либо купив абонемент на месяц или год, либо выписав газету.
Естественно у нас возник вопрос, а как бороться с медиа мусорщиками, которые растут как грибы, особенно перед выборами, и печатают все подряд и совершенно бесплатны для пользователей.


«Журналистика – вещь затратная. Опыт, правда и независимость – должны оплачиваться не олигархами или не чесными на руку политиканами, а именно читателями. Такой вариант позволит журналистам быть независимыми, а читателям получать качественную, проверенную и не проплаченную информацию. Как только это осознают украинцы, тогда появится и институт свободной прессы в вашей стране», – заявила в конце многочасовой дискуссии Барбара Оэртел.

Восточный Берлин – обретенная свобода и архитектура одесского Таирово


Конечно, кроме рабочих встреч, организаторы позаботились и о культурном отдыхе. Мы посетили Музей коммуникации Германии, в переводе на наш язык – это музей почты. Ну, что ж – было весьма интересно, по крайней мере, мы видели знаменитый «розецкий камень» – именно с его помощью ученые египтологи смогли расшифровать иероглифы пирамид Древнего Египта. Также мы увидели сотни почтовых ящиков и марок, просто немцы – народ бережливый и все сохраняют.

Берлинская телебашня


В сопровождении нашего куратора Барни Вильсона смогли поглазеть на главные достопримечательности Берлина – Бранденбургские Ворота, Рейхстаг, Исторический музей, Берлинскую телебашню и, конечно же, знаменитую Берлинскую стену.

Главный символ Берлина – Бранденбургские ворота XVIII в.


Берлинская стена – это главный экспонат всего Берлина. То тут, то там видны части стены, КПП, тематические парки, куски ограждений и так далее. Берлинская стена для немцев – это символ горя и скорби, а ее разрушение – это символ свободы и сброшенного с себя коммунистического ярма. Поэтому не удивительно, что они так ее воспевают и при любом удобном случае демонстрируют иностранцам.

Самое известное граффити в мире «Господи! Помоги мне
выжить среди этой смертной любви», размещено на фрагменте Берлинской стены, автор Дмитрий Врубель, 1990 г.


Все дни нашего пребывания в Берлине мы практически постоянно находились на восточной стороне. Именно поэтому мне лично казалось все таким знакомым, не покидало чувство, что я в Одессе, где-то в районе Таирова. Но только если бы Одессу отмыли, модернизировали и организовали отличный общественный транспорт.


Кстати, об общественном транспорте в Германии – это тема отдельной, и, что греха таить, восхищенной статьи. Если в плане журналистики Украина вроде как всего на шаг позади Германии, то в плане транспорта…


Лейпциг – место, где живет качественная журналистика


Далее общение с коллегами мы продолжили уже в городе Лейпциге, в Свободном государстве Саксония, так себя именует этот субъект германской федерации. Расстояние от Берлина до Лейпцига около двухсот километров, и немногим более часа на поезде с вай-фаем.
В этом городе мы провели три рабочие встречи с медийщиками. Нам удалось довольно долго и конструктивно поговорить с менеджером газеты «Leipeziger Zetung» Ральфом Жунке.

Круглый стол журналистов Европы в Лейпциге


Господин Жунке, что удивительно для немцев, довольно открыто рассказал об источниках финансирования газеты и ее интернет представительстве, о вызовах, которые стоят перед печатными изданиями в Германии. Нужно отметить, что они точно такие же, как и в Украине.


«Да, действительно, тиражи газет сокращаются. Многое у нас отвоевывает интернет. Но газета, ее привычный нам вид, который приносит почтальон или которую покупают в магазине, будет существовать еще очень долго. Ничто не заменит этого чувства, держать в руках информацию, кропотливый труд десятков людей – это дорогого стоит. Именно поэтому газета должна меняться и идти в ногу со временем, отвечать запросам своей аудитории», – считает Ральф Жунке.


«Leipeziger Zetung», точно так же как и наша «Дружба» проводит подписные компании (кстати, не забудьте выписать газету), точно также общается с читателями, отвечает на их письма путем расследований или выяснения обстоятельств проблемной ситуации, также подмечает проблемы города и злоупотребления некоторых чиновников. Да, в Германии тоже встречаются коррупция и злоупотребления властью, правда, не в таком циничном и наглом виде как в Украине.


Кроме того, мы смогли пообщаться с представителем совершенно нового вида медиа – подкаст-каналом на интернет радио. В Украине такое тоже есть, но скажем прямо, кто в Украине добился видимого успеха в подкастах?


Клаудиус Ниелсон, менеджер и ведущий на онлайн радио «Detektor.FM», раскрыл некоторые секреты своего вида журналистики. Эта беседа была интересной, но довольно узко направленной. И кстати, заставила нас немного поразмыслить, подкаст – это перспективное направление, тем более, что опыт в работе с аудио у нашего издания есть. Вы же знаете, что у нас есть живой и развивающийся Ютуб-канал. Там мы размещаем как обычные новостные сюжеты в привычном всем формате, так и уникальные документальные видео, интервью и истории.

 Серафим Савченко
Продолжение будет