В конце октября представители всех 14 редакций – участников проекта «Лаборатория инноваций – 2» от Института развития региональной прессы получили возможность отправиться в рабочую поездку в Германию, чтобы перенять опыт коллег из Евросоюза. В Германии мы посетили три города: Берлин, Лейпциг и Халле, пообщались с множеством журналистов из различных медиа, как газет, так и радио.

Первую часть статьи о поездке можно почитать по ссылке. Ну а сегодня продолжаем делиться впечатлениями.

Лейпциг – город велосипедистов

и монументальной архитектуры


К слову сказать, это родина Баха, Гете и Шиллера. Исторический центр города – это огромная пешеходная зона в несколько кварталов. Здесь нет кричащей рекламы и разномастных фасадов. Все очень чисто, красиво, на подоконниках герань. Концентрация памятников, фонтанов и исторических мест в центре просто максимальная.
Кому и этого мало можно купить экскурсию по водным каналам города или по самой реке Эльба. На водной экскурсии смотреть особо нечего, но подход немцев к туризму – заслуживает похвалы.
Но отдельного рассказа достоин монумент «Битва народов» – невероятного масштаба и красоты сооружение.

Монумент «Битва народов» –
самый массивный памятник Европы, открыт в 1913 г.

Никакие магазины, парки, зоопарки и каналы не сравнятся с этим шедевром.
Стоит он на окраине города и представляет собой гигантское сооружение высотой 91 метр. Сооружен в честь того, что с 16 по 19 октября 1813 года под Лейпцигом произошла так называемая «Битва народов», в которой коалиция русских, австрийских, прусских и шведских войск разбила французскую армию Наполеона Бонапарта. До Первой Мировой войны именно эта битва считалась крупнейшей в истории Европы.


Монумент напичкан символами: здесь и немецкие орлы, и Архангел Михаил, и девятиметровые статуи поминальщиков, всадники, щиты, зал славы, скорби и тд и тп.


На самом верху находится смотровая площадка, с которой открывается вид почти на весь город. Лейпциг невероятно зеленый, десятки парков и скверов. Выглядит очень масштабно, как из фильма «Властелин колец».

Халле –
город независимого радио и уникального музея

Здание старой ратуши на рыночной площади, построено в 1556 г.


В этом городе мы посетили радиостанцию «Radio Corex». Сотрудник радиостанции Рамин Бютннер рассказал о том, как работает радиостанция, какой аудиоконтент поставляется слушателям. А также провел экскурсию по самой радиостанции. Располагается «Radio Corex» в части небольшого здания на тихой улочке.

Сотрудники получают невысокие зарплаты, но обладают довольно широкой свободой, как в офисе, так и в своей профессиональной деятельности. Радио часто использует бесплатный труд практикантов, что считается отличной базой профессиональной практики для выпускников журналистских факультетов вузов Германии. Это отрадно, что в Германии журналист – это тот, кто получил образование, а не тот, кто имеет время и доступ в интернет.

Студия записи , радио «Corex», г. Халле


После радиостанции, чтобы убить время до поезда в Лейпциг, наш проводник по немецкой земле Барни Вильсон повел нас в музей доисторической эпохи Германии в Халле. Это стандартный археологический музей: кости, черепки и каменные топоры. Но есть одно «но» – принцип экспонирования. Это совершенная радость, нашим музеям до такого далеко.


Интерактивные витрины. Каждая витрина представляет собой шкаф из дерева и стекла, под стеклом располагается какой-то объект, к примеру, кусок разрисованной кости медведя. Эта кость там одна, она подсвечена и все. Но в деревянной части шкафа есть выдвижные ящики, выдвигая которые можно узнать об этой кости все. В одном ящике с подсветочкой – карта, где нашли кость, кто и когда, в следующем – что это такое, в третьем – другие кости, в четвертом – зачем это все нужно, в пятом – как это использовалось и так до самого пола.


В общем, в трехэтажном музее таких витрин сотни, а ящичков просто тысячи. Никакой экскурсовод не нужен. Посетитель сам по принципу расширяющейся пирамиды может досконально изучать представленную историческую находку.

СССР – боль для Германии


По мнению организаторов проекта, группа из Украины просто обязана была посетить музей Штази в Лейпциге. Штази – это Министерство государственной безопасности ГДР под руководством Вильгельма Цайссера, было создано по образу и подобию советского МГБ 8 февраля 1950 года. Штази практиковало тотальную слежку за народом ГДР.

Музей Штази, г. Лейпциг


В Музее представлены всевозможные атрибуты прослушки, шпионажа, подглядывания и подсматривания. Музей производит впечатление крайне негативное, особенно для возрастных представителей нашей группы. Украинцы сами не так давно обрели независимость и прекрасно помнят о работе КГБ у нас, поэтому, как и для немцев, это травмирующий опыт и явно негативные воспоминания.


Но немцы не хотят об этом забывать, это видно по многочисленным группам школьников, которые ходят в музей. Германия гордится своим объединением и своей свободой, и всячески напоминает своим гражданам, как было и как стало.
Что ж – мы это тоже видели.

Еда и обслуживание – как отдельный
вид искусства


Конечно, искушенного путешественника этим не удивишь, но для меня лично это было настоящим культурным шоком. За семь дней мы посетили семь разных ресторанов. Как с типичной немецкой кухней, так и с экзотической индийской и даже вегетарианский ресторан.


Персонал каждого заведения в Германии, по крайней мере, в тех местах, в которых были мы, строго следит за соблюдением карантинных мер. Без ковид-сертификата и маски человек просто не может попасть внутрь. Передвижение по залу только в маске, ее разрешается снять лишь за столиком.


Меню на двух языках, английском и немецком, и каждый официант готов помочь с выбором. Он будет стоять рядом с вами столько, сколько вам потребуется, будет отвечать на любые вопросы о еде, напитках, способе приготовления и даже истории заведения.

Терпеливо объяснять, деликатно советовать и все это с неисчезающей улыбкой. Вам принесут столько салфеток, вилок, стаканов и тарелок, сколько вы попросите, и упакуют с собой все, что вы пожелаете. И не важно, где вы находитесь, в обычном кафе Берлина или в знаменитом «Погребе Ауэрбаха». Это один из самых старинных ресторанов Лейпцига, известен еще с XIІ века, к тому же именно в нем развивается первая часть трагедии Гете «Фауст».


И тут снова параллели с Одессой, где заведения такие же разнообразные по кухне и интерьеру, но вот уровень обслуживания в Германии на порядок выше.


Если в ресторане работает человек, который говорит с вами на одном языке, его обязательно вам представит менеджер с нескрываемой гордостью. То, что Германия стремится быть поликультурной – видно буквально во всем. В аудиогидах музея, в меню ресторанов, в многоязычности персонала и так далее.

Несколько фактов
вместо выводов


Безусловно, наша газета, рада, что приняла участие в таком проекте «Лаборатория инноваций -2». Мы смогли выжать максимум пользы из всего, что предоставляли организаторы  как в Украине, так и в Германии. Мы обменялись опытом с немецкими коллегами, посмотрели на их работу изнутри. Мы пообщались и поделились общими бедами и успехами с нашими коллегами из Украины, шутка ли 12 редакций из 12 регионов Украины.


Сравнивать работу журналистов «там» и «тут» можно и нужно. Есть ли к чему стремиться? Конечно. Отстаем ли мы от немецкой прессы? Нет.


В Украине есть проблемы со свободой слова и выражения – факт.
Есть проблемы с медиа-помойками и карманными СМИ политиков и олигархов – факт.


Работа журналиста, журналиста-расследователя в Украине опаснее, чем в Германии – факт.


В Украине есть качественные и независимые и газеты, и интернет издания – факт.


В Украине есть профессиональные журналисты – факт.


В Украине есть потребность читательской аудитории в свободной прессе – это тоже факт.


Единственное, украинским медиа нужно научиться зарабатывать деньги на свое содержание. В этом могут помочь читатели, которые оплатят за качественную информация, а не станут потреблять бесплатный токсичный мусор. В конечном итоге именно спрос рождает потребление.

Серафим Савченко