Три года назад в Болградском районе открыли инклюзивно-ресурсный центр. Его задачей было не только создание условий для развития детей с особыми образовательными потребностями, но и формирование толерантного отношения к ним родителей, учителей и учеников, и достижение полной образовательной интеграции.

О том, как реализуют принцип инклюзивного образования в Болградском районе, мы поговорили с директором Болградского ИРЦ Мариной Куневой.


Сколько детей с инвалидностью учится в общих классах?

Вопрос не совсем корректен. Распространено мнение, что инклюзивное обучение – это только обучение детей с определенными диагнозами, заболеваниями, в том числе с инвалидностью, в классах общеобразовательных учебных заведений. Однако, это мнение ошибочно. Закон Украины «Об образовании» определил понятие лица с особыми образовательными потребностями. Это «лицо, требующее дополнительной постоянной или временной поддержки в образовательном процессе с целью обеспечения его права на образование».

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях как раз и организовано с целью реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование по месту жительства.


В общеобразовательных учебных заведениях Болградской территориальной общины учатся в условиях инклюзии – 12 учащихся с особыми образовательными потребностями. Из них с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста 7 детей, среднего школьного возраста 4 учеников. С тяжелыми нарушениями речи 1 ученик младшего школьного возраста.
В Василевской громаде шесть детей на инклюзии и трое на педагогическом патронаже. В Кубейской громаде пятеро детей на инклюзии и двое на педпатронаже. В громаде Криничного двое на инклюзии и один на педпатронаже. В Городненской громаде 18 детей проходят инклюзивное обучение и трое на педпатронаже.


Как организован учебный процесс?

Мы работаем в соответствии с требованиями Министерства образования. Система уже отработана довольно хорошо. В том случае, когда ребенок обучается дома, к нему приходят педагоги в соответствии с индивидуальным графиком.


А те дети, которые посещают общие классы в учебных заведения Болградского района, обучаются наравне со всеми. Для лучшей адаптации и более качественного усвоения учебного материала практически у всех деток, которые находятся на инклюзивном обучении, есть ассистент учителя. Он помогает ребенку в обучении, эта методика хорошо себя показала.


Сколько детей из-за инвалидности не ходят в школу и почему?

Дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, все равно имеют доступ к образованию. Педагог приходит к таким детям домой. Это называется педагогический патронаж.


Обучение в форме педагогического патронажа получают дети, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Это 3 старшеклассника, 1 ученик среднего школьного возраста, а также 3 ученика с нарушением интеллектуального развития с аутистическими чертами, из них младшего школьного возраста 1 ребенок, 1 ученик среднего школьного возраста и 1 старшеклассник. С нарушениями зрения учится 1 старшеклассник.


Будут ли какие-то нововведения в образовательном процессе в 2021-2022 годах?

На данный момент нет. Пока мы работаем по существующим нормативам и положениям. Кроме того, что дети проходят обучение как с патронажным педагогом, так и в школах, Болградский инклюзивно-ресурсный центр оказывает огромный спектр услуг. Это различные педагогические методики, развивающие игры и занятия, терапия.


В Центре есть материальная и кадровая база для того, чтобы полностью восполнить возможные пробелы в образовании и в адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
«Конечная цель работы Болградского ИРЦ – сделать так, чтобы каждый ребенок в нашем заведении чувствовал себя счастливым, чтобы каждый смог добиться успехов и поставленных целей, раскрыть свой талант и проявить свои способности», – поделилась Марина Кунева.

ИМЕННО В ИНКЛЮЗИВНОМ ЦЕНТРЕ У КОЛИ РАСКРЫЛИСЬ СПОСОБНОСТИ ХУДОЖНИКА


В третьем классе Болградской ОШ№3 учится юный художник Николай Кюркчу. Коля начал рисовать, когда ему было четыре года. Сейчас Коле уже десять лет, и у него есть любимые темы художественных работ – небо, море, лошади и, конечно, родители.

Рисует Коля в основном фломастерами и карандашами. Он находится на инклюзивном образовании в школе.

«У Коли проблемы с питанием и речью. Мы вложили много труда, чтобы он стал понемногу разговаривать», – рассказывает мама Коли Лидия.


Периодически Коля проходит реабилитацию и медикаментозное поддерживающее лечение.


«Когда Коле становится лучше, он начинает рисовать. Он так отдыхает, отвлекается от болезни, обретает спокойствие. Коля учится вместе с другими детьми, на уроках я ему помогаю. Учится он достойно, любит общаться со сверстниками и ничем не отличается от остальных, кроме небольших проблем с речью, но педагоги и мы дома с этим работаем», – рассказывает мама.


Мальчик участвовал в нескольких конкурсах со своими рисунками. Например, Болградский инклюзивно-ресурсный центр ко Дню защиты детей проводил конкурс-рисунков «Мирне небо, щасливе дитинство». Детские работы были выставлены на официальной странице Центра в Фейсбуке. Колю по количеству лайков определили, как победителя. Свою картину ребенок подарил центру. Именно здесь помогли раскрыться способностям Коли.


Также Коля стал лауреатом конкурсов, проводимых Государственной службой занятости «Палитра профессий»; Фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Под крылом Ангела» и других.

Фото предоставлены ИРЦ с согласия родителей.

Серафим Савченко