Свадьба – невероятно важный этап в жизни человека. Естественно, что свадьба имеет традиционный, мы бы даже сказали сакральный характер. В каждом уголке нашей необъятной Украины свадебные традиции уникальны, но особенно они разнообразны в Бессарабии. Ведь уже сотни лет на небольшом участке украинской земли проживает несколько национальностей, а их традиции в чём-то переплетаются, в чём-то остаются разными. Об этих ярких и красивых традициях мы вам сейчас и расскажем.

Байрак – свадебное знамя гагаузской свадьбы

село Виноградовка

Гагаузы Украины – самобытный народ, который оберегает свои уникальные традиций. Одна из них – изготовление свадебного знамени «Байрак».

Накануне дня свадьбы в доме невесты шьют особенное знамя. Самая искусная мастерица со стороны будущей жены на красивом полотнище вышивает национальные гагаузские узоры. А в это время женщины поют песни. После того, как работа готова, знамя прикрепляют к длинному шесту. На его вершину насаживают большое красное яблоко (ведь яблоня – символ плодородия и достатка) либо небольшой букетик цветов. И всю эту рукотворную конструкцию прикрепляют у ворот дома невесты, но так, чтобы его нельзя было легко снять.

Байрак охраняет молодой парень или ребенок из семьи невесты, это его обязанность. В день свадьбы, когда праздничный поезд жениха приезжает в дом невесты, ребята – помощники или свидетель со стороны жениха – могут сорвать и унести знамя. Чтоб этого не произошло, страж его оберегает и передает жениху только за выкуп. Далее это знамя несут во главе праздничной колонны и закрепляют на видном месте в помещении, где будет проходить свадебное застолье.

Меденик – первый свадебный хлеб на болгарской свадьбе

село Ореховка

 Одним из самых необычных и красивых болгарских свадебных обрядов по праву считается «Медени». Это приготовление свадебного хлеба. Обряд носит символическое и даже, если хотите, магическое значение – это, как говорят в народе, «закваска» брака.

Меденик – круглый хлеб без особых украшений, смазанный медом. Это первый свадебный хлеб, который должен быть испечен в первый день свадьбы. Подружки невесты (зылви) собирались в пятницу, чтобы замесить для меденика тесто. Муку просеивали сквозь нечетное количество сит, в нее клали кольцо жениха и браслет невесты, как символ заключения брачного союза. Воду для замеса «заговаривали» на здоровье. Все это сопровождалось болгарскими обрядовыми песнями.

Затем подружки невесты относили хлеб жениху и ломали над его головой – это был символ радости и волшебства брака. Болгары верят, что после этого обряда семейная жизнь будет медовой, как этот хлеб. Одну половину хлеба отдают жениху, как знак согласия на свадьбу от невесты. А другую – раздают всем присутствующим по кусочку, чтобы они порадовались за молодоженов. Завершение обряда проходило под свадебное болгарское хоро. Хоро – это особый вид танца, без него не обходился не один болгарский праздник.

Суженный в колечке. Древний албанский ритуал

село Каракурт

 В селе Каракурт компактно проживает албанская диаспора Украины. Это поистине уникальное место во всей Одесской области. Албанцы самобытный народ, и, не смотря на то, что они живут в тесном симбиозе с другими этносами, сумели сохранить свои язык и традиции.

Перед началом главного свадебного дня, когда жених со всей своей праздничной свитой стоит на пороге дома, невеста должна выполнить один загадочный и древний ритуал.

Девушка берет обручальное кольцо своей бабушки либо другой пожилой женщины из своего рода, становится у окна так, чтобы с улицы ее никто не видел. И смотрит через это обручальное кольцо (которое по-албански называется «оназы») на своего жениха. Самое главное, чтобы в этом кружочке из золота уловить только лицо суженного.

Считается, что такой ритуал непременно принесет молодой семье удачу и счастье. Золотое кольцо символизирует крепость брачного союза, а то, что оно взято у пожилой женщины, призвано привлечь все хорошее, что было в роду невесты.

***

На самом деле, наш рассказ – лишь горчичное зернышко из всего многообразия традиций и ритуалов украинской Бессарабии. Многое было утрачено, но некоторые традиции бережно сохраняются даже в современных условиях. Именно это и делает бессарабские свадьбы такими яркими и уникальными.

(Консультанты: Ольга Кулаксыз – директор областного центра гагаузской культуры в Виноградовке; Анна Желяскова – директор каракуртского Дома культуры; Лилия Кара – сотрудник областного центра болгарской культуры в Болграде; Татьяна Илиева – директор ореховского Дома культуры). 

Серафим Савченко.

Фото автора и из социальных сетей