За последние несколько дней тысячи пользователей Facebook в Украине распространили сообщение с призывом к друзьям поставить «+» в комментариях и комментировать пост, чтобы якобы увеличить охват страницы.

Это сообщение распространили и пресс-секретарь Национальной полиции Артем Шевченко и шеф-редактор «5 канала» Владимир Мжельский. На это обратил внимание главный редактор проекта «Исландия» Сергей Гришин.

«Друзья отзовитесь! Разошлите это сообщение десяти друзьям. И сообщите им, что взрослые дяди, руководитель департамента МВД и шеф-редактор телеканала, занимаются фигней », – написал он.

Mediasapiens пообщался с SMM-специалистами и специалистами по кибербезопасности, чтобы узнать зачем распространяют эти сообщения и какую опасность они представляют.

SMM-експерт Лора Манек утверждает, что распространяя такие сообщения пользователи Facebook хотят будто обмануть алгоритмы социальной сети и увеличить количество охватов на своей странице в Facebook.

«Алгоритмы Facebook такие, что ваш пост видит максимум 5% вашей аудитории – друзей и подписчиков. Это в основном те, кто взаимодействует с вашей страницей через лайки, репосты, комментарии. То, что написано в тексте именно этого поста, который все массово копируют, называется «привлечение». Однако от этого ваш охват не возрастет – пост увидят те, кто и раньше вас читал», – отмечает она.

Основательница инициативы «Как не стать овощем» Оксана Мороз считает, что распространение таких сообщений – один из эффективных способов собрать базу доверчивых людей, которым можно навязывать конспирологию, магические пилюли и тому подобное.

«В Facebook трудно делать парсинг (сбор данных и сообщений пользователей). Но если одно сообщение, которое опубликовано на тысячах страниц, то это значительно упрощает процесс. И не только упрощает, но и позволяет сформировать базу людей, которые с радостью верят в магические пилюли», – утверждает Мороз.

Но эксперт Школы цифровой безопасности DSS380 Павел Белоусов сомневается, что таким образом собирают базу пользователей.

«Есть простые способы собрать базу доверчивых пользователей. Например, в тематических группах – по месту жительства, политическим взглядам, интересам. Для этого не нужно прописывать такие сложные скрипты. Распространение таких призывов поставить «+ или прокомментировать свидетельствует, что люди просто не понимают или не хотят понимать, как работают технологии. Для меня это как постучать по дереву или плюнуть 3 раза – и надеяться, что это поможет», – утверждает он.

Эксперт в области маркетинга и коммуникаций Оксана Тукалевская сравнивает такие сообщения с виртуальной «шапочкой из фольги», что позволяет выявить доверчивых пользователей. Впрочем, это никак им не поможет обойти алгоритмы социальной сети.

«Если вы хотите, чтобы вас читали, видели и комментировали, создавайте интересный, захватывающий контент, общайтесь, спрашивайте и привлекайте», – резюмирует Лора Манек.