О необходимости трансформации сети учреждений общего среднего образования заявил на своей странице в «Фейсбуке» директор Департамента образования и науки Одесской облгосадминистрации Александр Лончак.

«Вопрос неизбежен и давно назрел в контексте реформирования Новой украинской школы, на чем акцентировал вчера на аппаратном совещании в ОГА», – отметил он.

По словам чиновника, в первую очередь существует необходимость создания опорных заведений, что дает приоритетное право на использование дополнительного финансового ресурса на уровне государственного бюджета, а именно: закупки предметных кабинетов и СТЕМ-лабораторий, компьютерных и интерактивных комплексов, школьных автобусов, участия в государственных программах и проектах строительства «Состоятельная школа для лучших результатов», «Большая стройка».

И об этом, по его словам, он не раз говорил руководителям органов управления образованием. Процесс образования опорных школ идет, но медленно, хотя положительные тенденции есть.

На сегодняшний день в области образовано и функционирует 60 опорных заведений с 109 филиалами, в которых учится более 28 тысяч учеников. Например, в 2016 году их было всего 2, в 2017 уже 25, а в прошлом году – 52.

“Общины должны понять всю необходимость этих процессов. Назову только те, которые до сих пор не образовали в своем составе опорные школы с филиалами: Раздельнянская, Бородинская, Сафьяновская, Тарутинская, Измаильская, Татарбунарская, Белгород-Днестровская, Болградская, Беляевская, Доброславская, Ширяевская ТГ», – отметил Александр Лончак.

Как видим, большинство этих громад находятся на юге Одесской области.

По мнению директора Департамента, следующим шагом по оптимизации сети заведений общего среднего образования области является решение вопроса функционирования заведений общего среднего образования с малой наполняемостью учащихся и малокомплектных классов в них. Есть школы, где средняя наполняемость классов составляет 6-10 учащихся. Такие школы функционируют в Тарутинской и Старокозацкой громадах.

Местными органами управления образованием открыты даже малокомплектные классы в старшей школе, которая с 2024 года должна обеспечить внедрение нового Государственного стандарта профильного образования (двух классов на параллели по 3 профилям). Вместо этого в 10-11 классах некоторых школ обучается 2-3 ученика.

 «Мне жалко этих выпускников, у детей просто нет выбора. А еще и стоимость содержания таких заведений не является экономически обоснованной. Все ли общины могут позволить себе финансово содержать малокомплектное учебное заведение – риторический вопрос», – написал Лончак.

Пока у громад есть время, чтобы изучить реальные возможности трансформации сети учебных заведений, разработать планы, провести общественные обсуждения, утвердить их решением сессий местных советов. Все это необходимо сделать до 1 сентября 2024 года.