Пандемия пандемией, а кушать хочется всегда. Это о том, что как бы не приходилось тяжело человеку финансово в периоды экономических кризисов, он, скорее, откажет себе в покупке какой-то вещи, но не продуктов питания, которые были и остаются самым востребованным видом товаров. Поскольку является нашим «топливом». Другое дело, что мы хотим максимально соблюсти баланс, чтобы и недорого было, и полезно. Насколько получается это достичь, где и почему сегодня предпочитают отовариваться покупатели – на рынке или в супермаркетах? В поисках ответов на эти вопросы мы и вышли «в люди».

За базар ответили так

Болградский рынок имеет давнюю историю, на протяжении многих лет он являлся главным местом приобретения продуктов питания на любой вкус, вес и даже цену. Да-да, именно здесь можно было не только купить свежую и экологическую продукцию, производимую местными колхозами или прямо с бабушкиной грядки, но и «сбить» ее стоимость. А еще наш рынок был неизменным местом добрых встреч, знакомств, своеобразного отдыха от повседневного быта и забот.

С тех пор многое изменилось. Глобализация, развитие предпринимательства, конкуренция повлекли за собой и изменение в структуре рынка, а также в экономических отношениях между его участниками. На смену прилавкам пришли бутики, торговые контейнера, более усовершенствованные навесы, а свой продовольственный товар стали представлять уже не его производители, а представители малого бизнеса. Болградский рынок превратился, по сути, в огромный универсам под небом с различными зонами товаров, он по-прежнему являлся достопримечательностью города, особенно облюбованной в последние годы покупателями из соседней Молдовы. Правда, «сбить» цену на товар здесь уже не так просто. Однако, остановимся сначала на плюсах этой большой торговой площадки, на которые указали наши респонденты.

Все люди, с которыми нам удалось пообщаться, отмечали, что, так или иначе, именно на Болградский рынок они приходят за мясной продукцией, рыбой, молочкой, здесь приобретают национальные специи, товары групп, которых не купишь в маркетах.
«Считаю, что покупать на рынке продукты лучше! Во-первых, ассортимент товара шире и качество выше, чем в маркетах. Плюс ко всему, вместе с продтоварами можно приобрести и промтовары. И все компактно, в одном месте. А идти в один маркет за одним, в следующий – за другим некомфортно. К тому же, рынок – градообразующее предприятие, он кучу рабочих мест создает. Много семей кормится с этого рынка, в том числе и семьи предпринимателей, торгующих здесь. Они и налоги платят, и другим дают работу. А что в супермаркете? Пять кассиров, несколько охранников и это все рабочие места?» – выступил в защиту рынка торговец мясом Николай.

Солидарна с ним была и его коллега – владелица косметического магазинчика Злата. «В супермаркеты я не хожу, а поддерживаю отечественного предпринимателя на рынке. Купил он у меня, к примеру, духи, а я у него капусту. И у него есть сбыт, и мне хорошо. Не вижу в этом ничего плохого», – отметила женщина.

«У нас появляются два покупателя в день, и мы уже на них молимся, чтоб он дошел до нас и еще раз пришел. Открытие супермаркетов в городе повлияло на работу рынка негативно. Я вообще считаю большой ошибкой то, что в таком маленьком городке, как Болград, открыли такое количество маркетов, которые срезали нам сразу уровень доходов на 50 процентов. Кому, в таком случае, нужен наш рынок, если он то закрывается, то карантинится… Посмотрите вокруг – вымер Болград, люди уехали, страшно. Можете пройти и сами увидеть, сколько закрытых контейнеров», – поделилась наболевшим предприниматель Алена.

Не подумайте, что сторонниками рынка и одновременно противниками маркетов являются лишь люди, работающие на его территории. Не прельщают супермаркеты и пенсионерку Софью из Владычени: «Да что хорошего в тех супермаркетах? А вот на рынке и свеженькое купишь, и поторговаться можно». По мнению ее подруги Татьяны, у рынка есть еще одно немаловажное преимущество – безопасность. «С эпидемиологической точки зрения в период пандемии лучше отовариваться на рынке, где нет такой скученности народа, как в магазинах», – добавила женщина.

«По-разному бывает – что-то приобретаю на рынке, что-то в супермаркете», – говорит водитель рейса Новые Трояны-Болград Виталий. По словам мужчины, и его пассажиры не обязательно с целью покупок отправляются в райцентр. Чаще едут в больницу или налоговую. «А у нас и так все есть: и магазины продуктовые, и местный рынок раз в неделю работает. Я вот за кафельной плиткой приехала», – подтверждает жительница Новых Троян Валентина.

За скидками и с кредитками

«Мне импонирует рынок, когда есть наличка, но когда ее нет, удобнее отравиться в супермаркет, где можно воспользоваться кредиткой», – объясняет свой выбор другая пенсионерка из Болграда Нина. С ней солидарна и женщина помоложе Снежана: «На рынок я выхожу, как правило, раз в неделю, чтобы приобрести овощи, фрукты, мясо. А в основном закупаюсь в маркете, куда можно и вечером пройтись, и рассчитаться банковской картой, когда наличные деньги на исходе. К тому же, там тепло, уютно и комфортно».

Приверженцев маркетов действительно мы встретили немало. Молодая девушка Юлия из Котловины призналась, что банально не любит ходить на рынок, поэтому, заехав в Болград, чтобы сдать на ремонт мобильный телефон, решила заглянуть в «АТБ».

«Я и в нашем селе стараюсь отовариваться в небольшом маркете, это удобно. Вещи покупаю в магазинах. А если нужна рыба, мясо, зелень – с этим тоже проблем нет. Наши частники выносят это на продажу», – призналась она.

Мария из Болграда со своей подругой выбирают «АТБ» и «Юность» – им там комфортнее. «Что касается овощей, фруктов, приобретаем их в овощном магазине «Дары природы» и на мини-рынке рядом с «Гошей» – это дешевле, чем на рынке. Для нас, пенсионеров, это немаловажно», – поясняет Мария.

А вот мать и дочь Александра и Альбина тоже любят супермаркет за то, что здесь сосредоточены все группы товаров. «И овощи дешевле, и фрукты», – отмечает Александра.

Анна, жительница Болграда, разоткровенничалась, что, если бы рынок закрылся, она бы особо это не ощутила. «Мы все стараемся покупать в супермаркете, там и овощи дешевле, и вообще часто скидки бывают. Нет надобности, считаю, искать натуральную молочку на рынке, потому что она давно уже не натуральная и там, а стоимость выше. Мясо и колбасные изделия можно купить в магазине возле рынка, молоко домашнее – в городке, рядом с домом. А сладости в оптовом магазине «Рандеву». Конечно, мы ищем, где подешевле и удобнее, и, слава Богу, что такой выбор есть», – утверждает она.

У таксиста Дениса другие критерии выбора. «Да, в основном покупаю в супермаркете – там дешевле и ассортимент интереснее. На рынок отправляюсь лишь за мясом, рыбой, не игнорирую и более мелкие магазинчики, которые рядом с домом. Но что рынок, что супермаркеты и другие торговые точки с продуктами по-прежнему грешат одной проблемой – и там, и там можно натолкнуться на просроченный товар, в связи с чем приходится быть постоянно бдительным», – объясняет мужчина.

Выводы и выход: беспристрастно и с надеждой

Мы постарались взглянуть на наш рынок и маркеты максимально объективно, чтобы оценить достоинства и недостатки. И вот что можно отметить. Рынку действительно стало непросто выживать в условиях назревшей конкуренции, да еще и «приправленной» пандемией. Покупатели из Молдовы не приезжают уже добрых полгода, а низкая платёжеспособность местных клиентов заставляет последних действительно отправляться туда, где можно взять «на карандаш» или рассчитаться кредитной картой, попасть на скидки. Потому что, если вы обратили внимание, местный базар скидками своих клиентов не балует давно.

И на вещевом рынке в том числе, даже когда на смену старой коллекции завозится новая. Впрочем, и ассортиментом эти коллекции не отличаются. Боясь все той же конкуренции с коллегами по соседним торговым точкам, коммерсанты предпочитают закупать ходовой, но фактически идентичный товар. Для молодых людей с размером больше S все как-то тоже скудно. Поэтому многие чаще стали прибегать к покупкам через Интернет, где такой же товар онлайн стоит дешевле, и это даже несмотря на риск получить не то, что хотел.

В продуктовом сегменте тоже не все так гладко. Бабуль из села с их продукцией часто быстро атакуют местные торговцы, скупая у них все оптом, чтобы потом уже по более высоким ценам реализовать самим. И да, Болградский рынок – это уже не базар, где можно вволю поторговаться или найти продукт дешевле. У всех коммерсантов практически одна цена, поэтому не так важно у кого покупать, разве что из личной симпатии к человеку продающему, который не обманул и не обхитрил.

Понятна и позиция самих рыночных предпринимателей. В период экономического кризиса им тоже приходится не просто – упал спрос, потому что его уже не так активно рождают предложения, а от налогов никто не освобождал.

Но нам показалось, что выход все же есть. Например, путем превращения нашего рынка в еще одну туристическую локацию региона, так называемый ультрамодный фудкорт, куда не только из Молдовы будут приезжать люди за самыми свежими местными продуктами и отменным стритфудом (уличная еда), но и другие будут заказывать их онлайн. Ведь нечто подобное у нас уже было, когда на Болградский базар спешили попасть жители с разных уголков советского пространства, чтобы отведать вкуснейшей озерной рыбы, раков, полакомиться брынзой, бараниной, разнообразными овощами и фруктами. И, конечно, испить стаканчик-другой бессарабского вина – тоже прямо на базаре. А еще эти продукты частенько отправлялись в посылках за тридевять земель.

Мы не специалисты, но очень хочется верить, что так еще будет. Будет и спрос, и предложения, и возможности, и гибкая ценовая политика, и богатый ассортимент, и высокое качество товара и обслуживания. И на рынке, и на других торговых объектах Болграда. Потому что жить в кредит, а уж тем более не доедать в таком благодатном крае, как наш, как-то не комильфо.

Автор: Алла Кариза
Фото: Серафим Савченко