Ежегодно Международная морская организация отмечает Всемирный день моря, выпадающий на последнюю полную неделю сентября.

Тема Дня в этом году — «Устойчивое судоходство для устойчивой планеты». Как указывают в ООН, во время пандемии COVID-19 моряки торгового флота, которых в мире насчитывается порядка двух миллионов, продолжают самоотверженно выполнять свой профессиональный долг. Более 80% товаров в мире перевозятся по морю. Сотни тысяч моряков действуют в очень сложных условиях, не имея возможности покинуть суда, на которых они работают по многомесячным контрактам. Этой проблеме и посвящен День моря в этом году.

Моря в Болграде нет, это известный всем факт. Но благодаря тому, что оно недалеко, здесь проживает немало людей, которые свою профессиональную деятельность связали с морской стихией. Один из них – Евгений Ковалев.

«Я электромеханик, вхожу в офицерский состав экипажа. Работаю на танкерах. Перевозим, в основном, нефть и нефтепродукты», – начал знакомство Евгений.

В его обязанности входит инспектирование, обслуживание и ремонт всего электрооборудования на судне. Рабочий день начинается в восемь утра и продолжается до пяти вечера. Но это лишь в том случае, если на судне все хорошо, нет никаких поломок, экипаж не занят получением провизии и так далее. Выходной день обычно один – воскресенье, но так бывает тоже не всегда. Работать электромеханику приходится в машинном отделении. Условия для работы не самые приятные, ведь температура воздуха там – выше 35 градусов, а в некоторых местах и выше 50. Поломок там остерегается каждый член экипажа.

Новости мира и своей страны (правда, лишь малую их часть) моряки узнают из судовой почты. Ежедневно приходит рассылка, благодаря которой экипаж узнает о делах на суше. А в остальном – полнейшая изоляция.

Работа электромеханика очень ответственная. Все зоны, где есть провода или хотя бы намек на электричество – все входит в компетенцию электрона (так называют себя сами электромеханики).

«Больше всего в моей работе мне нравится тот факт, что я могу отремонтировать то, что никто больше сделать не может. Электромеханик на борту всегда один. Соответственно, определенными знаниями обладаю только я», – делится Евгений.

На судне жизнь хоть и приостанавливается, но некоторые моменты все равно не проходят бесследно. Например, в день рождения для именинника повар всегда готовит торт.

«В этом году первый кусок праздничного торта достался мне из рук капитана. Он индус и у них есть традиция, когда глава судна кормит своих подчиненных из ложки. Так он показывает свою заботу об экипаже. Было необычно, но приятно. После этого я разрезал торт, и все, кто был в столовой, угостились праздничной сладостью», – рассказывает Евгений и добавляет, что большинство морских традиций остаются в прошлом, потому что в современном мире экипажи смешанные.

На протяжении своей карьеры Евгению удалось поработать с украинцами, русскими, филиппинцами, индусами, румынами и греками.

«Нет разницы, с представителями какой национальности ты работаешь. Если человек хороший и толковый как специалист, то абсолютно все равно, какой язык для него родной. Хотя предпочтительнее для меня работать с украинским экипажем», – поделился Евгений.

Сейчас Евгений уже около девяти месяцев находится на судне, где экипаж филиппино-индусский. Больше на борту носителей славянской группы языков нет. Контракт так затянулся из-за пандемии коронавирусной инфекции в мире. Молодого человека просто не могут доставить домой… Не сойти с ума ему помогает сильный характер и поддержка родных.

«В этой профессии важны характер и воспитание. А еще поддержка родных, которые благодаря интернету постоянно на связи. Немаловажно и общение друг с другом», – рассказал Евгений.

«Самая большая мотивация работать в такой профессии – это зарплата. Потому что корабль – это своеобразная тюрьма. Ты находишься в закрытом пространстве с одними и теми же людьми на протяжении длительного времени, живешь по графику. Работа моряка – это добровольный обмен жизни на деньги. Ведь самое страшное, что ты упускаешь – это время, которое можно было бы провести с семьей. Плюс ко всему, ты изолирован: не знаешь всех новостей родного города и страны, пропускаешь все новинки во всех сферах», –  говорит Евгений.

Бытует мнение, что морякам хорошо: мир видят. Однако, например, работая на огромных танкерах, длина которых в среднем равна длине одного квартала, это нереально.

«Во многие порты мира наши суда зайти не могут. Мир ты смотришь только в начале контракта, когда садишься на судно – и в конце, когда с него списываешься. Да и то, видишь ты только аэропорт и, иногда, отель. Остальные месяцы контракта ты видишь море, причал, порт. И так по кругу», – делится Евгений.

За последние два года молодому человеку удавалось выйти на сушу посреди контракта лишь дважды: в Италии и в Китае. Да и то всего на несколько часов. Магнитики на холодильнике дома напоминают о тех визитах. Но разве это можно назвать знакомством с миром?

«В эту профессию я пришел благодаря отцу. Он настоял на том, чтобы я поступил в Одесскую морскую академию и получил там высшее образование. Но я на выбор своего ребенка влиять не буду. Если выберет этот же путь, ни настаивать, ни препятствовать не стану», – подводит наш диалог к логичному завершению Евгений и добавляет: «Недавно мой коллега из Индии Йоги обновил статус в месенджере WhatsApp и написал следующие слова: “Не спрашивайте меня, сколько я зарабатываю. Лучше спросите меня, во сколько я просыпаюсь, как работаю и сколько времени провожу с семьей”. Эта фраза очень запала мне в душу. Потому что только те, кто работают в море, знают, насколько эта работа тяжелая как морально, так и физически. Именно поэтому я не планирую посвящать ей всю свою жизнь».

Автор: Анна Бажалюк